vadichill

Реферат по обществознанию на тему познание и знание

В процессе познания присутствует объект и субъект познания. Теоретическое познание обращается к существенным закономерностям исследуемого предмета. Августин в своем известном афоризме "Верую, чтобы понимать" отводит разуму роль посредника на пути от веры к непосредственному Богопознанию. Важной чертой представления является отделенность чувственного образа от наличной ситуации. Интуиция представляет собой способность человека к постижению истины путем ее прямого усвоения без обоснования с помощью каких-либо доказательств. Мистика характеризуется верой в способность интуитивного проникновения в сущность знания, отказом от признания в чем-либо противоположности или различия, отрицанием реальности времени и всякого зла.

В процессе практики меняется не только действительность, окружающая человека, но и сам индивид. Практика воздействует на его органы чувств, сознание, мышление. Происходит взаимообогащение индивида, общества и природы. Но практика противоречива в отношении характера результатов познания: на ее основе формируются разного рода заблуждения. Заблуждение реферат по обществознанию на тему познание и знание преднамеренное несоответствие каких-либо суждений или понятий познаваемому объекту.

Ближе всего к истине стоит научное знание. Наука является основной формой человеческого познания. В основе научного познания лежит творческий процесс мыслительной и научно-практической деятельности. Различия между эмпирическими и теоретическими уровнями знаний относятся как к изучению природных объектов, так и к изучению общества и человека.

Однако социальные и гуманитарные знания имеют свою специфику. Таким образом, социальное и гуманитарное знания взаимопроникаемы. Без человека нет общества, но и человек не может существовать без общества. На первых этапах исторического развития потребность человеческой цивилизации в познании мира в той или иной мере удовлетворялась в мифологических и религиозных объяснениях. Однако зачатки научного знания, накапливавшиеся вначале в рамках магии, со временем стали требовать иных форм выражения.

Наряду с процессом накопления знаний существовала трудовая и иная социальная практика. Сама жизнь давала так называемое практическое знание, рожденное опытом повседневной жизни. Немало полезных сведений о мире таит в себе так называемая народная мудрость. Особый тип познания представляет собой искусство. Оно прежде всего имеет дело с художественным освоением мира. Отличительными особенностями художественного познания является использование художественного образа.

Довольно широкое распространение в современном познании находит так называемая паранаука околонаучное знание. Единственное назначение искусства — решать в образной форме познавательные задачки.

Реферат по обществознанию на тему познание и знание 9488

В социальной практике сциентизм проявляет себя как стремление организовать жизнь общества на научной основе, ставит задачу научного управления обществом, верит в могущество научно-технического прогресса, стремится с реферат по обществознанию на тему познание и знание науки разрешать социальные конфликты. Антисциентизм указывает на принципиальную невозможность понять с помощью научно-оснащенного разума феномен человеческой свободы, творчества, индивидуальности. Антисциентизм выступает против понимания научно-технического прогресса как определяющего начала в социальной жизни, выступает против нивелирующего всех единого образа жизни, призывает к возврату к традиционным ценностям, к индивидуально-групповым формам общения, резко возражает против универсализации социальных связей.

Противостояние сциентизма и антисциентизма сложилось в XX веке. К сторонникам сциентизма традиционно относят неопозитивистов, авторов концепций индустриального и постиндустриального общества. Отдельные аспекты философской доктрины марксизма позволяют причислить это направление с существенными оговорками к сциентизму.

Антисциентистская ориентация воплощена в идеях экзистенциализма, философии Франкфуртской школы. Приверженцы этих течений усматривают в учении о человеке К. Маркса предпосылки антисциентистских взглядов. Антисциентистская направленность прослеживается в общественных движениях — феминизме, экологическом движении, молодежном движении, отчасти — в идеях неоконсерватизма. Традиция современного сциентизма имеет прочные корни. Сциентистские представления можно обнаружить в утопии Фр. Правда, противоположная традиция в виде самостоятельного течения не оформилась в прошлом.

Выясняя структуру познания, методы, критерии истинности познания, мыслители имели перед глазами идеал познания как познания научного.

Порой конкретизацией этого идеала выступало математическое знание, порой — опытное знание, естествознание. Тебрия познания и теория науки совпадали. На протяжении многих веков развития философии познание реферат по обществознанию на тему познание и знание как способ проникновения в скрытое, недоступное; проникновения в сущность, в саму основу бытия.

Мнение — это знание, на которое повлияли неверные исходные установки, иллюзии, порожденные чувственным или эмоциональным жизненным опытом.

  • Рациональность как разумно обоснованная деятельность имеет несколько значении.
  • Чувственность также является необходимым моментом формы познания, поскольку мышление пользуется системой чувственновоспринимаемых знаков — языком.
  • Позиции сенсуализма, эмпиризма, рационализма, иррационализма в постижении.
  • Сторонниками этой концепции являются К.
  • Под знанием понимается и особая форма отношения человека к действительности - практическая деятельность субъекта по созданию самого знания.
  • В этой традиции объект как бы сам идет навстречу субъекту, он открыт ему, его познавательной активности.
  • Кто такие агностики, в чем суть их взглядов на познание?

Некоторые философы считали крайне трудным, часто невозможным открыть завесу, скрывающую подлинное с помощью неподлинного, видимости. Однако использовать этот термин можно с определенными оговорками.

Гексли в году. Представители философии марксизма несколько видоизменили понимание агностицизма, стали рассматривать его прежде всего как учение о непознаваемости материального мира в его объективных, не зависящих от человеческого опыта характеристиках. Юму, И. Канту, в известной степени — Дж. Критика традиционной метафизики стала важной частью программы позитивизма.

Западная интеллектуальная традиция использует данный термин для характеристики особого отношения человека к Богу; при анализе философских концепций прошлого, авторы которых были непосредственно вовлечены в обсуждение вопроса о непознаваемых сущностях. Более общеупотребительным, хотя и более неопределенным и широким, является такое понятие, как скептицизм — признание в той или иной степени относительности нашего знания, сомнение в возможности получения абсолютно достоверного знания.

Скептицизм может быть одним из аспектов философских учений или внешней формой их выражения.

Реферат по литературе лирика пушкинаРеферат про металлы по химии
Реферат экономическая история россииОтветственность за клевету курсовая работа
Реферат рациональный режим дняСовременное состояние физкультуры и спорта реферат
Контрольная работа по теме изменение агрегатных состояний веществаРецензия на исследовательскую работу по истории

В средневековой философии скептицизм уже не касается центрального положения средневековой доктрины — бытия Бога, однако является необходимой формой отношения человека к себе, возможностям собственного познания. Монтень, представитель позднего Возрождения, делает скептицизм средством не столько познания, сколько формой, в которую он облекает свои переживания, сопровождающие процесс познания и самопонимания. Для представителей философии нового времени, прежде всего для Р.

Постепенно скептицизм из критики возможностей познания вообще превращается в критику познавательных возможностей разума, рационального познания, расчищая путь философии жизни, интуитивизму, экзистенциализму. Суть скептического мироощущения очень точно выразил Д. Скептицизм в современной философии приобретает форму критицизма. Канта можно назвать первым философом, осознанно ставшим на позиции критицизма.

Он не ищет общего основания для всех многообразных духовных феноменов, а пытается выяснить собственное основание для каждого класса явлений.

Понятие познания и знания

Критицизм ничего не отвергает и ничего не навязывает, он сопоставляет и анализирует без заранее установленного масштаба. Раскрывая человеку основы его собственной познавательной активности, он оставляет ему возможности выбора. Критицизм существует в различных формах эмпириокритицизм, критический реализм, критический рационализм, философия Франкфуртской школы, постмодернизм.

В познавательных концепциях нет единообразия. В рамках классического образа познания можно выделить различные традиции эмпиризм и рационализмспор идет о критериях истины, о структуре познавательного процесса, о методах познания.

В рамках этого образа познания, этой познавательной традиции были сформулированы основные проблемы теории познания, основные подходы к их решению, имеющие достаточное число сторонников в наше время.

Прежде всего, процесс познания рассматривается как взаимодействие субъекта того, кто познает и объекта того, что познается. Стороны этого взаимодействия вполне определенны, их контуры строго обозначены.

Существуют различные способы установления взаимоотношений субъекта и объекта. В одном случае философская традиция изначально задает сам объект познания. Объект уже сам определяет и направление поисков познающего субъекта, и его особенности, и сам характер познавательного процесса — связи субъекта и объекта. Задан и сам процесс познания, который реферат по обществознанию на тему познание и знание как узнавание, воспоминание души о контакте с миром идеальных форм.

В гегелевской концепции познания субъект не является неподвижным, а познание не является простым узнаванием-созерцанием умопостигаемой сущности. Познание — активный процесс, осуществляемый деятельным, саморазвивающимся субъектом.

Однако и его деятельность предопределена, задана заранее объектом познания — Идеей. Субъект внутренне родствен, причастен объекту, между ними нет пропасти, они части единого мирового целого, поэтому процесс познания — это одновременно и бытийный процесс, один из способов установления мировой целостности.

При всем различии исходных мировоззренческих установок концепция материалиста Демокрита базируется на той же познавательной схеме. Демокрит рассматривает познание как вхождение в человеческие органы чувств материальной невидимой копии предмета. Личностное знание зависит от способностей и от особенностей интеллектуальной деятельности субъекта.

Реферат по обществознанию на тему познание и знание 1999128

Философ и социолог науки Майкл Полани - исходит из того, что в личностном знании запечатлена не только познаваемая действительность, но и сама познающая личность, ее заинтересованное а не безразличное отношение к знанию, личный подход к его трактовке и использованию. Личностное знание - это не только совокупность каких-либо утверждений, но и интеллектуальная самоотдача, страстный вклад личности в познавательный процесс. Коллективное знание отличается от личностного знания тем, что оно общезначимо надличностно и предполагает наличие необходимой и общей для всех системы понятий, способов, приемов и правил его построения.

Виды коллективного знания: знание, объективированное в текстах, распределенное знание. Научное знание - это систематизированное знание о действительности. Научное знание фиксирует проникновение в сущность предметов и процессов, в закономерные связи между. В нем используется специальный язык как система особых понятий и терминов, которые дают возможность адекватно описывать изучаемые явления, предметы и процессы действительности. Научное знание отличается логической стройностью, аргументированностью, доказательностью.

Достоверность научного знания обосновывается практическим применением, экспериментальной проверкой, выводимостью одних знаний из других, истинность которых доказана. Социальный и духовный кризис служит питательной почвой для расцвета крайних форм ненаучного знания.

Реферат по обществознанию на тему познание и знание 4744765

Вненаучное знание составляет часть культуры. Формы вненаучного знания. Ненаучное знание, понимаемое как разрозненное несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами, находится в противоречии с существующей научной картиной мира. Основные виды ненаучного знания: астрология, алхимия, парапсихология, геомансия предсказание месторождений по внешним чертам земной поверхностифитогномия приписывание лечебной силы растениям на основе их подобия или символического соответствия тем или иным частям человеческого организмафренология, месмеризм, уфология.

Реферат по обществознанию на тему познание и знание 3200

Паранаучное знание - совокупность течений спиритуализм, мистические откровения, спекулятивная метафизическая и натурфилософская мыслькоторые претендуют на научный статус, но не соответствуют имеющимся гносеологическим стандартам научности. Паранаучное знание включает в себя учения о тайных природных и психических силах и отношениях, скрывающихся за обыденными явлениями. Мистика характеризуется верой в способность интуитивного проникновения в сущность знания, отказом от признания в чем-либо противоположности или различия, отрицанием реальности времени и всякого зла.

Психокинез способность воздействовать на внешние системы, находящиеся вне сферы нашей моторной деятельности, перемещать предметы нефизическим способом.

Общеизвестно огромное значение игры для удовлетворения неиссякаемой любознательности детей, формирования их духовного мира и определенных знаний, навыков общения. Если в течение 5 минут не придет письмо, возможно, допущена ошибка в адресе.

Познание мира бывает двух форм: чувственное и рациональное. В основе чувственного познания находятся три основных критерия — ощущение, представление и восприятие. Рациональное познание базируется на процессе мышления. Рациональное познание происходит за счет поисков человеком следственно — логических объяснений происходящим явлениям объективного мира. Чувственное познание ведет к ложному познанию. Опираясь на свои чувства, человек зачастую не может сделать правильные выводы на счет тех или иных событий.

Рациональное познание может порождать как истинное, так и ложное познание. Современная гносеология трактует истинное познание, как неопровержимые факты, которые не требуют дополнительного доказательства. Истина — это степень соответствия приобретенного человеком знаний с действительностью.

Человек не может узнать истину в полном объеме, поэтому это понятие всегда остается теоретическим. Ограниченное суждение человека о явлениях или вещах называется ограниченной истиной.

5.7 Научное познание и знание - Философия для бакалавров

Система ограниченных истин иногда может складываться в понятие абсолютной истины. Художественно осваивая действительность в различных своих видах живопись, музыка, театр и т.

Истина — соответствие мыслей человека окружающей действительности. Виды умозаключений: а дедуктивное, представляет собой цепь рассуждений, звенья которой высказывания связаны отношениями логического следования от общих рассуждений к частным; б индуктивные умозаключения располагаются в цепи вцепи в последовательности от частных к общими. Имеет такую специализированную теорию и социальная философия.

В структуру любого произведения искусства всегда включаются в той или другой форме определенные знания о разных людях и их характерах, о тех или иных странах и народах, их обычаях, нравах, быте, об их чувствах, мыслях и т. Одними из древних форм познания, генетически связанными с мифологией, являются философское о нем далее будет идти речь и религиозное познание.

Особенности последнего определяются тем, что оно обусловлено непосредственной эмоциональной формой отношения людей к господствующим над ними земными силами природными и социальными.

Будучи фантастическим отражением последних, религиозные представления содержат в себе определенные знания о действительности, хотя нередко и превратные. Достаточно мудрой и глубокой сокровищницей религиозных и других знаний, накопленных людьми веками и тысячелетиями, являются, например, Библия и Коран. Однако религия как и мифология не производила знание в систематической и тем более теоретической форме.

Она никогда не выполняла и не выполняет функции производства объективного знания, носящего всеобщий, целостный, самоценностный и доказательный характер. Если для религиозного познания характерно соединение эмоционального отношения к миру с верой в сверхъестественное, то сущность научного познания — рациональность, которая в качестве подчиненных моментов содержит и эмоции, и веру.

Следует иметь в виду, что рациональность лат.

Познание и знание

В современной философии науки научная рациональность чаще всего понимается как совокупность норм, идеалов и методов, характеризующих научное исследование в целом, разрабатываются различные модели научной рациональности — индуктивистская, дедуктивистская, эволюционная, реалистическая и др.

Таким образом, познавательная деятельность человека сформировалась до возникновения науки как специфического способа духовного освоения действительности. Однако если в других формах духовной деятельности когнитивный элемент имел подчиненное значение, то в науке он становится основным, определяющим все другие ее стороны социальную, культурную, нравственную и др.

Говоря о формах знания, нельзя обойти вниманием достаточно известную особенно в время и человек реферат западной гносеологии концепцию личностного знания, разработанную британским ученым М. Он исходил из того, что знание — это активное постижение познаваемых вещей, действие, требующее особого искусства и особых инструментов. Поскольку науку делают люди, то получаемые в процессе научной деятельности знания как и сам этот процесс не могут быть деперсонифицированными.

Реферат по обществознанию на тему познание и знание это значит, что людей а точнее — ученых со всеми их интересами, пристрастиями, целями и т. Согласно Полани, личностное знание необходимо предполагает интеллектуальную самоотдачу. В нем запечатлена не только познаваемая действительность, но сама познающая личность, ее заинтересованное а не безразличное отношение к знанию, личный подход к его трактовке и использованию, собственное осмысление его в контексте специфических, сугубо индивидуальных, изменчивых и, как правило, неконтролируемых ассоциаций.

Личностное знание — это не просто совокупность каких-то утверждений, но и переживание индивида. Полани отстаивает положение о наличии у человека двух типов знания: явного, артикулированного, выраженного в понятиях, суждениях, теориях и других формах рационального мышления, и неявного, имплицитного, не поддающегося полной рефлексии слоя человеческого опыта.

Неявное знание не артикулировано в языке и воплощено в телесных навыках, схемах восприятия, практическом мастерстве. В настоящее время усиливается интерес к проблеме иррационального, т. Взаимопереход рационального и иррационального — одно из фундаментальных оснований процесса познания.

Однако значение внерациональных факторов не следует преувеличивать, как это делают сторонники иррационализма. Типологизация знания может быть проведена по самым различным основаниям критериям.

В этой связи выделяют, например, знания рациональные и эмоциональные, феноменалистские качественные концепции и эссенци-аналистские вооруженные в основном количественными средствами анализаэмпирические и теоретические, фундаментальные и прикладные, философские и частнонауч-ные, естественнонаучные и гуманитарные, научные и вне-научные интерес к которым в последнее время заметно возрос и т.

Сколько стоит написать твою работу? Работа уже оценивается.