Варвара

Понятие методологии педагогической науки реферат

Методология педагогики. Теперь необходимо уточнить, что следует понимать под методологией, какова ее сущность, логическая структура и уровни, какие функции она выполняет. По-видимому, подобные соображения и привели к еще более узкому пониманию методологии как учения о принципах, построении, формах и способах научно-познавательной деятельности. Исследовательская деятельность в работе учителя, значение парадигмального подхода. Основной недостаток педагогики этого философского направления видят в том, что в ней доминируют бесполезные с их точки зрения идеи и абстракции, а не реальные факты. На этих этапах используется система методов научно-практического исследования, которая складывается из собственно педагогических и общенаучных, привлекаемых педагогикой из других наук. Номер свидетельства.

Данные методы позволяют обнаружить реальные понятие методологии педагогической науки реферат педагогического процесса, назревшие или назревающие проблемы. В этой группе методов применяются: наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, тестирование, социометрия, изучение продуктов деятельности учащихся, педагогической документации.

Наблюдение представляет собой целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. Наблюдение проводится по заранее намеченному плану и имеет следующие этапы: определение цели и задач наблюдения для чего ведется наблюдение ; выбор объекта, предмета и ситуации что наблюдать ; выбор способа наблюдения как наблюдать ; выбор способов регистрации как вести записи ; обработка и интерпретация полученной информации каков результат.

Наблюдение может быть включенным когда исследователь становится членом той группы, в которой ведется наблюдение или невключенным; открытым или скрытым; сплошным или выборочным; лонгитюдным продольным и ретроспективным обращенным к прошлому.

Объект, предмет и задачи педагогической науки. Категориальный аппарат педагогики

Основной недостаток этого метода заключается в том, что на результаты наблюдения оказывают влияние личностные особенности установки, интересы, психические состояния исследователя. Беседа, интервью и анкетирование составляют блок опросных методов. Беседа применяется с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении.

Важными условиями проведения беседы являются выбор компетентных респондентов, обоснование и сообщение им мотивов исследования. Беседа проводится по заранее намеченному плану и ведется в свободной форме без записи ответов собеседника.

Разновидностью беседы является интервьюирование, привнесенное в педагогику из социологии. В этом случае исследователь задает заранее намеченные вопросы в определенной последовательности, а ответы открыто фиксирует. Анкетирование — метод массового сбора материала, когда респонденты дают письменные ответы на вопросы. Открытая анкета содержит вопросы без сопровождающих готовых ответов.

Анкета закрытого типа построена так, что на каждый вопрос предлагаются на выбор анкетируемому готовые ответы. Смешанная анкета содержит элементы того и другого типа. Результативность методов опроса беседы, интервьюирования, анкетирования во многом зависит понятие методологии педагогической науки реферат содержания и структуры задаваемых вопросов, а при очной форме — и от возникшего контакта между участниками.

Особое место в системе методов исследования занимает тестирование, которое осуществляется по отобранным стандартизированным вопросам и заданиям со шкалами их значений для выявления индивидуальных различий тестируемых. Наиболее часто в педагогических исследованиях применяют тесты для выявления успеваемости учащихся и тесты для определения профессиональной предрасположенности людей, а также используют результаты психодиагностических исследований, проведенных психологами тесты достижений, тесты интеллекта, тесты понятие методологии педагогической науки реферат, личностные тесты и т.

Понятие методологии педагогической науки реферат 9252

Среди методов педагогических исследований большое распространение получили социометрические методы, которые позволяют изучать скрытые межличностные отношения в коллективе. Метод изучения продуктов деятельности учащихся письменных, графических, контрольных и творческих работ может дать информацию об индивидуальности учащегося, о достигнутом уровне умений и навыков в той или иной области, о его интересах и способностях.

6435991

Метод изучения педагогической документации классных журналов, протоколов собраний и заседаний, личных дел учащихся и их медицинских карт дает исследователю некоторые объективные данные, которые характеризуют реально сложившуюся практику организации образовательного процесса[2]. Особую роль в педагогических исследованиях играет эксперимент — исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях, которая предполагает опытное моделирование педагогического явления и возможностей воздействия исследователя на педагогическое явление.

Понятие методологии педагогической науки реферат эксперименте обычно выделяют следующие этапы: теоретический формулировка проблемы, определение цели, объекта, предмета исследования, его задач и гипотез ; методический разработка методики исследования — его плана, программы, методов обработки полученных результатов ; собственно эксперимент создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление и коррекция ; аналитический количественный и качественный анализ, интерпретация полученных данных, формулирование выводов и практических рекомендаций.

Педагогический эксперимент может быть констатирующим только устанавливающим реальные состояния процесса или преобразующим когда проводится целенаправленное изменение методов, форм и содержания образования с целью более эффективного воздействия на развитие личности или учебного коллектива.

Преобразующий эксперимент требует наличия контрольных групп, которые необходимы для сравнения с экспериментальными. В педагогических исследованиях для обработки полученных данных применяются математические и статистические методы. Они позволяют оценить результаты эксперимента, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений.

  • Образование как предмет познания Образование как предмет педагогической науки.
  • Они позволяют оценить результаты эксперимента, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений.
  • Динамика ее развития в то время была менее интенсивна в сравнении с периодом, когда теоретическая деятельность стала сочетаться с практикой.
  • Характеристика метода эксперимента Основой любого научно—педагогического исследования является педагогический эксперимент.

Наиболее распространенными из математических методов, применяемых в педагогике, являются регистрация, ранжирование и шкалирование. С помощью статистических методов определяются тенденции в изучаемом явлении, величина отклонений, коэффициенты вариаций и др.

Эти методы позволяют установить количетвенные зависимости между изучаемыми явлениями. Вспомогательными в сборе эмпирического педагогического материала могут понятие методологии педагогической науки реферат психофизиологические методы и методики.

Например, фиксация протекания физиологических процессов: давление крови, частота пульса, устойчивость реакций в определенных ситуациях. Это дает возможность судить о глубине переживаний ребенка, эффективности оказываемых на него педагогических воздействий. Таким образом, мы изучили уровни методологии педагогики и выяснили, что существует философский, общенаучный, конкретно — научный и технологические уровни.

Кратко обозначили те основные положения философских направлений, которые наиболее часто лежат в основе педагогических теорий, а именно неотомизм, позитивизм и неопозитивизм, прагматизм, диалектический материализм и экзистенциализм. Выяснили, что общенаучная методология может быть представлена двумя подходами: системным и аксиологическим.

Конкретно-научный научный уровень включает в себя следующие подходы: личностный, деятельностный, полисубъектный, культурологический, этнопедагогический и антропологический. Технологический уровень включает в себя методику и технологию педагогических исследований, обеспечивающих получение и анализ достоверного эмпирического материала.

А также рассмотрели методы педагогического исследованияи выяснили что это способы изучения педагогических явлений, получение научной информации о них с целью установления закономерностей и взаимосвязи этих явлений.

Реферат на тему "Методология педагогической науки"

Григорович Л. Педагогика и психология: Учеб. Сколько стоит написать твою работу? Работа уже оценивается. Ответ придет письмом на почту и смс на телефон. Для уточнения нюансов. Мы не рассылаем рекламу и спам.

Кудревич виктория вадимовна диссертация68 %
Доклад проблема терроризма в россии92 %

Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности. Спасибо, вам отправлено письмо. Проверьте почту. Если в течение 5 минут не придет письмо, возможно, допущена ошибка в адресе.

В таком случае, пожалуйста, повторите заявку. И как только она задумалась над этим — закрутилась на месте, движение прекратилось, так как нарушился автоматизм ходьбы.

Понятие методологии педагогической науки реферат 1841367

Продолжая разговор в образах притчи о сороконожке, можно сказать, что полученных ею в результате самоанализа знаний о способах передвижения, например, по ровному полю, недостаточно для передвижения по пересеченной местности, для переправы через водную преграду и т.

Иными словами, необходимо методологическое обобщение. Образно говоря, появляется потребность в понятие методологии педагогической науки реферат, 10 которая сама бы в движении не участвовала, а лишь наблюдала за движением многих своих собратьев и разрабатывала обобщенное представление об их деятельности. Возвращаясь к нашей теме, отметим, что такое обобщенное представление о деятельности, взятой в ее социопрактическом, а не психологическом срезе, и есть учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности в области теории и практики, т.

Однако с развитием науки, становлением ее как реальной производительной силы проясняется характер соотношения между научной деятельностью и деятельностью практической, которая все в большей степени основывается на теоретических выводах.

В этом случае методология выполняет роль нити Ариадны, избавляет от заблуждения, не дает запутаться в бесчисленных корреляциях, позволяет выбрать для качественного анализа наиболее существенные статистические зависимости и сделать правильные выводы из их анализа. Среди методов педагогических исследований большое распространение получили социометрические методы, которые позволяют изучать скрытые межличностные отношения в коллективе. I уровень: методология - как учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. Особенности функций и используемых научных методов: наблюдение, изучение опыта и продуктов творчества, беседы и интервьюирование.

Это находит отражение в представлении методологии как учения о методе научного познания, направленного на преобразование мира. Нельзя не учитывать то обстоятельство, что развитие общественных наук способствует разработке частных теорий деятельности.

Одна из таких теорий — педагогическая, которая включает ряд частных теорий воспитания, обучения, развития, управления системой образования и т. По-видимому, подобные соображения и привели к еще более узкому пониманию методологии как учения о принципах, построении, формах и способах научно-познавательной деятельности.

Что же представляет собой методология педагогики? Остановимся на этом вопросе понятие методологии педагогической науки реферат подробно. Чаще всего методология педагогики трактуется как теория методов педагогического исследования, а также теория для создания образовательных и воспитательных концепций. По мнению Р.

Барроу, существует философия педагогики, которая и разрабатывает методологию исследования. Она включает разработку педагогической теории, логику и смысл педагогической деятельности. С этих позиций методология педагогики рассматривается как философия образования, воспитания и развития, а также методы исследования, которые позволяют создавать теорию педагогических процессов и явлений. Исходя из этой предпосылки, чешский педагог-исследователь Яна Скалкова утверждает, что методология педагогики представляет собой систему знаний об основах и структуре педагогической теории.

Однако такая трактовка методологии педагогики не может быть полной. Для раскрытия сущности рассматриваемого понятия важно обратить внимание на то, что методология педагогики наряду со сказанным выполняет и другие функции: 11? Данилов ;? Скаткин ;? Королев ;? Гмурман ;? Следовательно, в качестве основных задач методологии в любом педагогическом исследовании можно выделить следующие:?

При таком подходе воспитание, например, — развивающееся явление, обусловленное развитием общества, школы, семьи и возрастного становления психики ребенка; ребенок — развивающаяся система, способная к самопознанию и саморазвитию, изменяющая себя в соответствии с внешними воздействиями и внутренними потребностями или способностями; а педагог — постоянно совершенствующийся специалист, изменяющий свою деятельность в соответствии с поставленными целями, и т.

Это вытекает из того, что педагогика — наука, объединяющая все современное человеческое знание и использующая всю научную информацию о человеке в интересах создания оптимальных педагогических систем;? Из сказанного уже понятие методологии педагогической науки реферат, что наиболее широкое философское определение методологии нам не подходит.

Поэтому далее речь пойдет о педагогическом исследовании, и с этой точки зрения мы будем рассматривать методологию в узком смысле, т. Методология педагогической науки представляет собой систему знаний о принципах подхода и способах получения знаний, отражающих педагогическую действительность, знаний о структуре педагогической теории. Методология также разрабатывает программы и методы по ведению исследовательской работы и ее оценке, она представляет собой систему 20 века в доклад, на основе которых принимаются новые программы.

В соответствии с принципами этой теории обучение, воспитание и развитие будущих специалистов исследуются в тесной связи с конкретными условиями общественной жизни и профессиональной деятельности. С помощью статистических методов определяются тенденции в изучаемом явлении, величина отклонений, коэффициенты вариаций и др. Часть

Каждый педагог может заниматься любым видом деятельности, в том числе и всеми одновременно. Под методологией понимают совокупность исходных философских идей, которые лежат в основе развития той или иной науки.

Основной идеей педагогики как науки является теория познания как отражения рефлексии реальной действительности в сознании человека.

Понятие методологии педагогической науки реферат 2147

Педагогическая наука развивается, исходя из следующих методологических положений:. Личность должна стремиться к получению достойного воспитания, только при таком условии можно достигнуть наилучших результатов.

Математика 6 класс ФГОС. Подготовка к ЕГЭ по физике. Часть Электронная тетрадь по истории России Электронная тетрадь по всеобщей истории Основы алгоритмизации и Решение задач по физике.